Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
25 Апреля 2024, 14:55:41

Войти

Опубликовано расписание 2 этапа Зимнего Кубка СПб 2017-2018 по правилам ИФАА
https://vk.com/club157258085?w=wall-157258085_71%2Fall
56057 Сообщений в 3144 Тем от 1570 Пользователей
Последний пользователь: VDIM
* Начало Помощь Поиск Календарь Войти Регистрация
archery.ru  |  История лука и арбалета  |  История луков и арбалетов (Модератор: Ольга Р.)  |  Тема: Древняя и Московская Русь: техника стрельбы
Страниц: [1] 2 3 Печать
Автор Тема: Древняя и Московская Русь: техника стрельбы  (Прочитано 20180 раз)
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« : 19 Декабря 2013, 10:38:00 »

 Фрагменты картины "Битва на Орше, 1514 г." Картина неизвестного немецкого или польского художника, возможно, очевидца событий; написана вскоре после сражения, вероятно, в Кракове. Для удобства обсуждения пронумеровала лучников.




С русской стороны:



















С польско-литовской стороны:
























Полноразмерные картинки здесь: http://fotki.yandex.ru/users/algush/album/142509/?p=2
Записан
Улисс
Настоящий Лучник
*****

Reputation: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 2440



Просмотр профиля
« Ответ #1 : 19 Декабря 2013, 11:27:00 »

 Ребята, сильно сомневаюсь, что художник присутствовал при битве, и скорее всего всех стелков рисовал с какого-то одного отдельного натурщика.

Для хвата большим пальцем с замком неправильно нарисовано расположение кисти и указательного пальца, поэтому скорее всё-таки натурщик, вынужденный долго стоять с распяленным луком, фиксировал себя так, чтобы его не сложило.

К технике стрельбы эти изображения имеют весьма далёкое отношение: обратите внимание на упор лучной руки и положение стрелы в растяге.
Записан

Не важно, откуда растут руки, если они золотые!
Тот, кто смотрит вдоль оперения на наконечник, видит больше, чем тот, кто никогда этого не делал
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« Ответ #2 : 20 Декабря 2013, 12:18:00 »

 На картине есть фигура, которую считают автопортретом художника.
Записан
Улисс
Настоящий Лучник
*****

Reputation: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 2440



Просмотр профиля
« Ответ #3 : 20 Декабря 2013, 12:33:00 »

 Это что-нибудь меняет?
Записан

Не важно, откуда растут руки, если они золотые!
Тот, кто смотрит вдоль оперения на наконечник, видит больше, чем тот, кто никогда этого не делал
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« Ответ #4 : 20 Декабря 2013, 14:33:00 »

 Илья, я не считаю возможным объявлять какой-то источник недостоверным исключительно на основании того, что его показания не согласуются с моим нынешним представлением о предмете. Если источник непонятен, это еще не означает, что ошибается его автор, а не ты. Человек, который писал эту картину, в отличие от нас, жил в 16 веке и знал о тогдашних стрелках все же больше, чем мы со всеми ТФ вместе взятые. Мы-то о них, по сути дела, вообще ничего не знаем. А он их, по меньшей мере, видел.

Скорее всего, он был очевидцем битвы: картина очень детальна, и ее показания совпадают с показаниями других источников. При этом ее композиция - это своего рода комикс: она отражает не один момент битвы, а ее развитие. Ее автор был, по меньшей мере, отлично осведомлен. Если даже он не был очевидцем, то должен был писать со слов очевидцев, и на явные ошибки ему должны были бы указать.

На рисунок с натуры это не похоже ни в малейшей степени.

В сухом остатке: можно предполагать, что при рисовании по памяти художник допустил неточности. Можно предполагать, что он не видел московитов вплотную нос к носу и изобразил стрелков по аналогии с поляками, литвинами и татарами (при том, что стрелковые техники во всем регионе, скорее всего, были близки). Но! В целом картина очень детальна, и при общей бедности и схематичности изображений по интересующей нас теме сходу отвергать что-то непозволительно.
Записан
Улисс
Настоящий Лучник
*****

Reputation: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 2440



Просмотр профиля
« Ответ #5 : 20 Декабря 2013, 20:18:00 »

 Оля, ты берёшься утверждать, что были времена, когда базовая для того времени техника позволяла стрелять через растопыренные пальцы или с упором в лук растопыренной ладонью? Таких стрелков на картине больше двух.

И ты возьмёшься утверждать, что точность изготовления прорези на массовой военной стреле позволяет сделать защёлкивающийся хвост? Там как минимум одна стрела нарисована над тянущей рукой.

Я знаю одного художника, который сопровождал армию и зарисовывал её солдат и в битве, и в быту. ПисАл он тогда, когда проходила та битва, о которой мы сейчас говорим, или даже чуть позже - это Дюрер. И утверждают, что он былпервым таким, и именно его гений создал моду на полевых живописцев - но не раньше 1540-х.

Батальные полотна писАли и раньше, но - с чужих слов, и до Дюрера  только иллюстраторы БМ выдержали критическую проверку действительности и археологии.



Записан

Не важно, откуда растут руки, если они золотые!
Тот, кто смотрит вдоль оперения на наконечник, видит больше, чем тот, кто никогда этого не делал
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« Ответ #6 : 23 Декабря 2013, 09:59:00 »

 
Цитировать
Оля, ты берёшься утверждать, что были времена, когда базовая для того времени техника позволяла стрелять через растопыренные пальцы или с упором в лук растопыренной ладонью? Таких стрелков на картине больше двух. И ты возьмёшься утверждать, что точность изготовления прорези на массовой военной стреле позволяет сделать защёлкивающийся хвост? Там как минимум одна стрела нарисована над тянущей рукой.
Я не могу этого исключать. Могло присутствовать подхватывающее движение в момент выстрела. Почему стрелы а-приори полагаются массовыми (ливрейными)? Своих стрел у лучника быть не могло? Прежде, чем делать какие-то выводы, надо поднимать документы, освещающие вопрос снабжения армии.

То, что относительно Дюрера установлено, что он сопровождал армию, не означает, что до или одновременно с ним этого никто больше не делал. Вряд ли всех неизвестных и малоизвестных провинциальных художников проверяли на эту тему. Про то, что автор был очевидцем сражения, не я сама придумала.

Материал нуждается в рассмотрении и интерпретации и в экспериментальном осмыслении, только по его итогам он может быть признан всеконечно недостоверным.
Записан
Улисс
Настоящий Лучник
*****

Reputation: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 2440



Просмотр профиля
« Ответ #7 : 23 Декабря 2013, 12:02:00 »

 Своих стрел быть могло, что не уменьшает трудоёмкости изготовления защёлкивающегося на тетиве хвоста.

Синхронные турецкие стрелы, сохранившиеся в изрядном количестве, такого себе не позволяют.
Записан

Не важно, откуда растут руки, если они золотые!
Тот, кто смотрит вдоль оперения на наконечник, видит больше, чем тот, кто никогда этого не делал
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« Ответ #8 : 23 Декабря 2013, 14:00:00 »

 А турецким и не надо было. Там вообще стрелы могли без хвоста быть, а хвост один на тетиве - на все случаи жизни.  Улыбающийся

Я не исключаю неточностей в передаче событий очевидцем. Или, напротив - чрезмерной точности, которая заставляет нас относиться к источнику с недоверием. К примеру, почти у всех стрелков стрела лежит не посередине тетивы и не посередине лука. Что это - ошибка художника или ошибки стрелков, которые в суматохе боя накладывали стрелу как попало?



Записан
Улисс
Настоящий Лучник
*****

Reputation: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 2440



Просмотр профиля
« Ответ #9 : 23 Декабря 2013, 20:06:00 »

 Неточность художника. Даже без гнезда даже чуть-чуть подготовленные люди автоматически ставят стрелу близко к нужной точке.

Я не счёл нужным на этом акцентироваться, поскольку искажения пропорций - очень часто встречающийся приём, когда надо "впихнуть невпи..."..., ну, ты поняла... Также, как и крепление тетивы к рогу ниже прописанного пропила - это не самое страшное. Сравни нарисованное на обсуждаемом полотне и миниатюры из БМ с лучниками - вот там себе авторы такого не позволяли, хотя были сильно ограничены размерами и изобразительными средствами, но хват лука, тетивы и положение стрелы прописано без малейших претензий со стороны стрелецкой логики...
Записан

Не важно, откуда растут руки, если они золотые!
Тот, кто смотрит вдоль оперения на наконечник, видит больше, чем тот, кто никогда этого не делал
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« Ответ #10 : 24 Декабря 2013, 09:44:00 »

 Ну, тут сложно что-то говорить однозначно. Мы - Бог миловал! - ни разу не видели, как ведет себя подготовленный или не очень стрелок в по-настоящему экстремальной ситуации, при угрозе гибели. БМ не стремится к чрезмерной натуралистичности, она в некотором смысле отражает идеальный, "правильный" мир. Там у всех, даже у тех, кому голову мечом разрубают, спокойные, "правильные" лица, выверенные жесты; там стреляют правильно, как должно стрелять перед лицом короля (кто не знает - БМ была создана по заказу короля Франции Людовика IX Святого).

Автор "Орши", по-моему, не очень озабочен тем, чтобы впихнуть все так, чтобы было все видно и понятно. Он просто впихивает как попало, разобраться в этой мешанине без поллитра невозможно. А поскольку я не пью, то до сих пор не могу понять, кому принадлежит кисть руки, торчащая вверх над правым плечом стрелка № 10. По логике, должна бы относиться к № 8, но тогда в чем он лук держит? Или это ошибка художника - в такой свалке немудрено самому запутаться, - или эта рука принадлежит еще кому-то.
Записан
Улисс
Настоящий Лучник
*****

Reputation: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 2440



Просмотр профиля
« Ответ #11 : 24 Декабря 2013, 10:43:00 »

 Оля, ты не учитываешь, что очевидец для 16 века - не фотограф.

Может, он и видел битву, но если изнутри - мало что запомнил, надо было шкуру спасать, а если издалека, с командного холма - то не видел подробностей, вряд ли у него была подзорная труба (говорят, они уже могли быть).

Он получил заказ на картину, набросал композицию, а потом - прорисовывал детали с использованием натурщиков, причём - полк ему под это никто не выделял, скорее - ограничились парой-тройкой подручных товарищей, не факт, что умеющих стрелять из лука. Постоять с растянутым луком - могли.
Записан

Не важно, откуда растут руки, если они золотые!
Тот, кто смотрит вдоль оперения на наконечник, видит больше, чем тот, кто никогда этого не делал
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« Ответ #12 : 24 Декабря 2013, 11:58:00 »

 Я учитываю это.
Цитировать
Я не исключаю неточностей в передаче событий очевидцем.
Но я не верю, что художник использовал натурщиков. Ну, по-другому выглядят люди, нарисованные с натуры! Более фотографично - с одной стороны, менее экспрессивно - с другой. Тут человек явно рисовал по памяти, как делали художники в течение столетий (и иллюстратор БМ в том числе). Такой способ может приводить к ошибкам в мелких деталях, если человек не разбирается в предмете. Но, вместе с тем, человек, привыкший рисовать по памяти, тем более, стремящийся запомнить как можно больше для будущей картины, схватывает наиболее характерные черты. Художник "Орши" должен был неоднократно видеть неоднократно польских стрелков из лука, он знал, как в целом это выглядит.

Возвращаясь к реальности. Сопоставляя хват лука с "Орши" и варианты хвата из "Лицевого летописного свода", с некоторой осторожностью делаю следующий вывод.

Хват, аналогичный современному классическому низкому, на Руси, в Литве и в Польше в 16 в. был известен. Он присутствует на наиболее реалистичных (с нашей современной точки зрения) изображениях ЛЛС. Возможно, он предполагал иногда расслабленные пальцы и подхватывающее движение в момент выстрела. Автор "Орши" мог чрезмерно утрировать эту особенность, неправильно расположив стрелы и пальцы, но ухватив главное - упор в лук вертикально расположенной кисти.

Наряду с этим, на основании целого ряда русских и зарубежных изображений можно предполагать очень широкое распространение хвата "в кулак". Однако о соотношении частоты употребления первого и второго судить нельзя, поскольку русские изображения в большинстве своем крайне схематичны или каноничны, и в делать более далеко идущие выводы на основании такого материала вряд ли возможно.
Записан
Улисс
Настоящий Лучник
*****

Reputation: +17/-0
Offline Offline

Сообщений: 2440



Просмотр профиля
« Ответ #13 : 24 Декабря 2013, 12:22:00 »

 Оля, расслабленный хват однозначно исключает колечный  или щипковые хваты тянущей руки и положение стрелы справа от лука для правши.
Записан

Не важно, откуда растут руки, если они золотые!
Тот, кто смотрит вдоль оперения на наконечник, видит больше, чем тот, кто никогда этого не делал
Ольга Р.
Администратор
Настоящий Лучник
*

Reputation: +23/-0
Offline Offline

Сообщений: 1696



Просмотр профиля WWW
« Ответ #14 : 25 Декабря 2013, 10:42:00 »

 Однозначно ли?

Если можно стрелять с кольцом или щипковым хватом с классическим нижним хватом (а это можно делать однозначно, хотя механика будет не совсем такая, как при хвате "в кулак", то возможность стрелять с подхватом тоже исключать нельзя. Проверять надо.
Записан
Страниц: [1] 2 3 Печать 
archery.ru  |  История лука и арбалета  |  История луков и арбалетов (Модератор: Ольга Р.)  |  Тема: Древняя и Московская Русь: техника стрельбы
Перейти в:  

Powered by MySQL Powered by PHP Powered by SMF 1.1.20 | SMF © 2006-2008, Simple Machines Valid XHTML 1.0! Valid CSS!